«Малыш вновь огляделся по сторонам.
— Ну, а где твои картины с петухами? Они что, тоже взорвались? — язвительно спросил он Карлсона.
— Нет, они не взорвались, — ответил Карлсон. — Вот, гляди.
— И он указал на пришпиленный к стене возле шкафа лист картона.
На большом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован
крохотный красный петушок.
— Картина называется: «Очень одинокий петух», — объяснил Карлсон».
Вот приблизительно также, как Сванте Свантесон (так звали на cамом деле Малыша), реагируют многие на картины великого испанского художника и скульптора Хуана (или Жоана) Миро. А это совсем не так.
Картины Миро — это не просто живопись, это поэзия, и не только потому, что иногда на холсте написаны стихи. Они ритмичны и динамичны. Именно на это обратили внимание мультипликаторы серии мультфильмов Classical Baby.
Именно поэтому маленькие дети так хорошо реагируют на творчество художника. Они видят это движение, слышат эту музыку. Им не нужно, чтобы было «это стул, на нем сидят», все четко и понятно.
Обычно, когда люди приезжают на отдых в Каталонию, они обязательно стремятся посетить музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Там всегда толпы в отличии от Фонда Жоана Миро, расположенного у подножия горы Монжуик в Барселоне.
А еще там представлено 300 картин, 150 скульптур, 9 текстильных работ и более 8000 рисунков, например, «Женщина в ночи среди птичьей стаи» и «Нежность птицы».
Я очень рада, что сейчас, судя по количеству событий, связанных с творчеством Миро, наконец, художник стал популярен.
В Москве в 2013 году прошла ретроспективная выставка, посвященная 120-летию со дня рождения художника. Недавно закончилась грандиозная выставка в Гранд-Пале в Париже.
А до 17 ноября 2019 года в Сен-Поль-Де-Ванс на юге Франции – в расчудесном Фонде Maeght (Fondation Maeght) – можно посмотреть на художественные эксперименты знаменитого эксцентричного испанца на выставке «Миро вне живописи» («Miró au-delà de la peinture»).
На выставке представлено двести работ, в том числе коллекция неопубликованных гуашей, эскизов, этюдов, плакатов, гравюр и оригинальных литографий.
Все представленные работы принадлежат Фонду Maeght, который обладает уникальной коллекцией Миро во Франции. Это, пожалуй, самая главная выставка лета, которую нельзя пропустить!
Несмотря на то, что даже в Google по запросу картин Миро появляются children’s paintigns, Миро был совсем не детским, а очень серьезным художником, который очень много сделал для развития искусства.
«Не было бы Миро, не было бы Поллока, а не было бы Поллока…», – так обычно говорят искусствоведы. Миро – очень серьезный художник протеста, сам того не зная, стал одним из самых «детских» художников.
Поэтому с детьми на картины Миро смотреть не только можно, но и нужно. Возможно, именно ребенок станет вашим проводником в мир творчества художника.
А, если вам не удалось побывать на выставке в Гранд-пале в Париже и вы не собираетесь на юг Франции, то я выбрала для вас свои самые любимые картины, с которых стоит начать знакомство с Жоаном Миро.
«Голландский интерьер II» – возможно ирония, возможно новое прочтение картин голландских старых мастеров. Если внимательно посмотреть, то можно увидеть и музыкальный инструмент – лютню, и детей. А также птиц и зверей, которые не часто были на старых полотнах, но Миро видимо решил, что без них будет совсем скучновато, и добавил.
«Женщина и птица ночью» – одна картина, та , что на голубом фоне, хранится в Calder Foundation в Нью-Йорке, другая картина – в Фонде Миро в Барселоне. Сюжет у картин один и тот же, а вот воплощение совсем разное.
«Птицы и насекомые» из собрания венской галереи «Альбертина». Здесь и так все понятно. Вот летают птицы, вот ползают пауки.
Считается, что Миро рисовал только всякие фигурки и никогда ничего обычного. Но это совсем не так.
Достаточно просто увидеть его картины «Ферма», приобретённой Эрнестом Хемингуэем или «Дом с пальмой» 1918 года из мадридского собрания Музея королевы Софии, или «Автопортрет», 1919 г., Музей Пикассо, Париж.
Сразу станет понятно, что вопреки стереотипу художники-сюрреалисты, кубисты, фовисты умели очень хорошо рисовать не только линии и фигуры.
Сюрреалистический период творчества Миро пришелся на создание «Картины-поэмы». Картина очень известная. Позже его, как и Сальвадора Дали, из сюрреалистов исключат. Поскольку художники рисовали свою живопись и совсем не хотели следовать четким правилам жанра.
Хотя Миро большую часть своей жизни провел в Париже, он был все же испанским художником. Поэтому на его картинах время от времени встречаются быки, например, картина «Бой быков», 1951 год.
Движение и динамика Миро, о которой я писала вначале, хорошо видна на триптихе «Голубое». Вообще Миро – это в первую очередь цвет. И не просто цвет, а самый настоящий колорит. Он никогда сознательно не использовал никаких оттенков, только лишь основные цвета спектра. И при этом стал официально самым ярким и «цветовым» художником.
Кроме того, он взял и придумал свою цветовую композицию. Он считал, что все это испанское цветовое наследие от Гойи до Веласкеса нужно оставить в прошлом и придумать, что-то свое. Что он, собственно говоря, и сделал.
Помимо картин, стоит обратить внимание на скульптуры художника. Они, в большинстве своем, яркие и больше похожи на фигуры, собранные из конструкторов, чем на привычные скучные скульптуры. Вот бежит «Убегающая девушка» в красных колготках.
Одна из моих любимых картин художника – это «Пейзаж с зайцем». На мой взгляд, очень трогательная картина.
Выставка в Фонде Maeght продлится до 17 ноября 2019 года.
Детям до 10 лет – бесплатно. Взрослым – 16 евро.
Паркинг для посетителей Фонда – бесплатный.
Из Сен-Поль-де-Ванс в период летних каникул июль-август ходит бесплатный автобус.
Часы работы Фонда Maeght:
Ежедевно – с 10:00 до 19:00 с июля по август, с 10:00 до 18:00 с сентября по июнь.
Фонд закрыт 16, 24 и 31 декабря. Касса закрывается за 30 минут до закрытия Фонда.
Адрес:
Fondation Maeght – Saint Paul de Vence
623, chemin des Gardettes
06570 Saint-Paul-de-Vence, France
Телефон. : +33 (0)4 93 32 81 63
Сохранить в TripList
добавить в данный TRIPLIST
удалить из TRIPLIST