Париж хочет посетить практически каждый житель планеты. Наверное, это самый романтизированный город в мире: прогулки в Люксембургском саду, катание по Сене на Бато Муш (Bateaux Mouches), горячие каштаны, ароматные круассаны в ближайшем «буланжери» (Boulangerie с фр. – кондитерская), макарон из «Ладурэ» (Laduree), подъем на Эйфелеву башню, и, конечно же, Лувр.
Лувр – это такая обязательная «программа минимум». Проблема в том, что это программа минимум, как часто бывает с подобными музеями, превращается в программу максимум.
Поскольку Лувр большой, огромный, дней мало, мест много, и еще ребенок, или даже несколько детей. Так вот не стоит отчаиваться. Успеть посмотреть все практически невозможно, но что-то можно, даже если у вас с собой девочка, мальчик или парочка тех и других.
Мона Лиза
В первом развешена итальянская, испанская и английская живопись 12-18 веков. Здесь же искусство Древнего Египта, Греции и Рима. В принципе, все самое известное находится здесь. В этом крыле висит «Портрет госпожи Лизы Джокондо», больше известной, как «Мона Лиза» или «Джоконда» Леонардо да Винчи.
Джоконду можно увидеть только, если соблюдены три условия: у вас 100% зрение, ваш рост выше среднего и вас пустили ночью (не в ночь музеев), другими словами, если рядом никого нет. В противном случае, боюсь, можно потерпеть неудачу. Конечно, если под «увидеть» подразумевается разглядеть, галочку поставить можно просто проходя мимо: ну в Лувре был, Джоконду видел.
Лично мне удалось остаться с «Моной Лизой» наедине на сотую долю секунды однажды, когда я, будучи совсем юной пионеркой, уже в середине экспозиции во время посещения музея поняла, что сумку со всеми вещами, деньгами и советским паспортом я оставила в гардеробе. И вот, пробегая мимо «Джоконды», я попала в тот момент, когда одна экскурсия уже ушла, а вторая еще не подошла. Но рассчитывать на такое везение сейчас я бы уже не стала.
Обратите внимание, что Лувр закрыт по вторникам! И есть у меня для вас маленький секретик, если уж очень хочется увидеть Мону Лизу практически в одиночестве, выбирайте среду и пятницу за час до закрытия музея, в эти дни Лувр открыт аж до 21:45!
Если ваша цель Мона Лиза, то прямиком отправляйтесь к ней, скорее всего, все экскурсии к тому времени уже закончатся, и вам повезет остаться с Джокондой наедине. Но важно купить билет заранее онлайн, чтобы попасть в отдельный вход для тех, у кого есть электронный билет (обычно достаточно сохранить его на своем смартфоне).
Детям до 18 лет – вход в Лувр бесплатный.
О моих любимых местах в Париже с детьми, я также рассказываю здесь.
В том же зале, где «Джоконда», висит очень масштабная сюжетная картина Паоло Веронезе «Брак в Кане Галилейской». А на ней и шуты, и музыканты, и самые разные животные – от собак до попугаев.
Кроме того, если времени стоять в очереди на «Джоконду» нет, а Леонардо увидеть все же хочется, можно выйти в холл и посмотреть на другие прекрасные картины художника, которые почему-то не пользуются бешеной популярностью: «Мадонну в скалах», «Иоанна Крестителя», а также «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».
На последней изображен младенец Иисус со своей мамой и бабушкой. Бабулю изображают довольно редко, поэтому посмотреть на нее, тем более в исполнении самого Леонардо, будет интересно.
В этом же крыле находится алтарь «Коронование Богоматери», который Фра Беато Анжелико выполнил специально для церкви Святого Доменико в Фьезоле. Алтарь считается одним из самых красивых в истории алтарей. Во Францию он приехал по частям. Основная часть была привезена Наполеоном I в 1812 году. А 18-тью годами позже Франция выкупила у Флоренции оставшиеся пределлы.
"Пределла – продолговатая невысокая надставка над задним краем высокого стола, стоящего посредине церковного алтаря в католических церквях".
Интересно, что помимо Марии, которая поднимается по лестнице, Иисуса, который сидит на троне, Марии Магдалины (та, что в красном с кувшином в руке), изображены еще разные персонажи, которые могли встретиться только на алтаре Фра Анжелико.
Среди них Святая Агнесса (с ягненком), Екатерина Александрийская (с колесом), Фома Аквинский (с книгой), Святой Доминик (с красной звездой над головой) и даже Людовик Французский (в короне с лилиями). Вот такая вот собралась компания.
Самая интересная из которых — «Святой Георгий, побеждающий дракона».
Дело было так. На болоте за стенами города поселился злой дракон, зубы не чистил и отравлял жизнь горожанам, в прямом и переносном смысле, дышал-то он, как и все драконы, огнем. Кроме того, был сильно прожорлив, и заставлял горожан приносить ему по несколько овец в день. Когда все овцы закончились, в ход пошли дети.
Так бы и продолжалось дальше, пока не пришла очередь юной девицы, которая по счастливой случайности была дочерью правителя (это она как раз и убегает на картине). Она, конечно, расстроилась, расплакалась, узнав о своей участи, но по дороге к дракону встретила Георгия. Он решил сразу же победить дракона. Копье сломалось, но он не растерялся и закончил начатое уже мечом.
Похожий сюжет изображен на картине Рафаэля «Архангел Михаил, низвергающий демона». Картина была нарисована на дереве, но ее перенесли на холст.
Также можно увидеть его же знаменитую «Прекрасную садовницу». Никакой там на самом деле садовницы нет, да и сада тоже, (хотя исследователи Рафаэля уверяют, что там нарисованы фиалки), а просто Мадонна играет с младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем.
В этом же крыле находятся две знаменитые работы Караваджо. Это «Смерть Марии» и «Гадалка». Первая, возможно, слишком трагична для еще неокрепшего ума. А вот гадалка не только улыбается почти также интересно, как и Джоконда, но еще и пытается украсть кольцо.
Помимо «Джоконды» все стремятся еще посмотреть статую Венеры Милосской. Заодно можно увидеть еще статую Ники, и пробежать мимо скульптур «Рабов» Микеланджело. Они находятся здесь же по соседству.
В крыле «Ришелье» представлено Северное Возрождение, Фландрия и Нидерланды, а также большая коллекция французской живописи.
«Мадонна канцлера Ролена» Яна ван Эйка интересна не столько передним планом, на котором изображена Мадонна с Иисусом, сидящая напротив канцлера Ролена (как можно догадаться из названия), сколько городом (возможно, это Отен (фр. Autun) – родной город художника), который можно увидеть за аркадой.
В этом крыле хранятся работы Яна Вермеера «Кружевница» и «Астроном». Первое полотно поражает большим количеством прописанных деталей (например, ножка стола), и при этом одновременно некоторой абстрактной манерой рисунка (лица девушки).
Кроме того, самое время объяснить ребенку, что такое камера-обскура.
Предположительно художник использовал ее для создания оптических эффектов (размытый фон, увеличение глубины резкости на нескольких участках картины).
В отличие от «Кружевницы» «Астроном» очень реален – рисунок ткани на переднем плане, окно, но самое интересное – это, конечно, глобус.
Еще одна поучительная картина (после «Гадалки»), рассказывающая о том, как важно быть внимательным и не разговаривать с незнакомцами, – «Шулер с бубновым тузом» Жоржа де Латура.
В зале номер 18 в этом же крыле находится «Галерея Медичи». Это серия картин, описывающих жизнь королевы Франции Марии Медичи, заказанных ею самой Питеру Паулю Рубенсу в 1622 году для украшения её Люксембургского дворца в Париже. Целая история жизни иностранной принцессы. Здесь есть все: и мифы, и реальность. Парки и интерьеры, боги и богини, нимфы, русалки, ангелы.
Одним из «своеобразных символов» Франции, помимо круассанов и лягушачьих лапок, для человека, приезжающего из России, является Наполеон I. Сами французы предпочитают вспоминать Людовика XIV « короля солнце», но мы воспитаны на «Бородино», поэтому должны увидеть «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» Жака Луи Давида.
По словам моей дочери, которая посещает уроки рисования, детство у Эжена было полно всяческих неприятностей: однажды он упал в горячую кашу, потом подавился виноградной косточкой, пытался случайно себя задушить, просто французский «Эмиль из Леннеберги». Каким-то случайным образом он все же выжил, вырос и стал знаменитым художником. Но бунтарское детство нашло отражение в любви художника к восстаниям и прочим бунтам.
«Смерть Сарданапала» висит тоже в Лувре. Сюжет этой картины Делакруа позаимствовал у Байрона. Не знаю, насколько сюжет об ассирийском царе, который доразвлекался до того, что народ поднял мятеж, подойдет детям, но картина красивая.
Конечно же, это только малая доля того, что можно увидеть в одном из самых богатых музеев мира, но начало уже положено. Ведь Лувр большой, а я пока маленькая.
Понедельник – 9:00 до 18:00
Вторник – выходной
Среда – 9:00 до 21:45
Четверг – 9:00 до 18:00
Пятница – 9:00 до 21:45
Суббота – 9:00 до 18:00
Воскресенье – 9:00 до 18:00
Вход свободный детям до 18 лет.
Адрес: Rue de Rivoli, 75001 Paris, Франция
Лувр предлагает большое количество мероприятий, экскурсий, мастер-классов для детей с самого раннего возраста.
Чтобы ознакомиться со всеми текущими событиями – полистайте календарь, созданный специально для посетителей музея.
Супруги Картеры, в своем нашумевшем клипе на песню APES**T, демонстрируют нам сюжеты и фрагменты на великих полотнах, обращая наше внимание на мировую историю. И это очень ценно. Особенно для молодого поколения. Джей Зи и Бейонсе, на правах влиятельных фигур в современной музыкальной культуре, поднимают важные исторические темы. За что им отдельное спасибо.
Сохранить в TripList
добавить в данный TRIPLIST
удалить из TRIPLIST