Дети, Берлин, картинная галерея...

КАК НЕ ИДТИ НА ПОВОДУ У РЕБЕНКА, А ВСЕ-ТАКИ ПОСЕТИТЬ ГЛАВНУЮ БЕРЛИНСКУЮ КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ.

Если вы приехали в Берлин с ребенком, то очень обидно тратить все свое время на аттракционы и детские площадки вместо того, чтобы посещать знаменитые берлинские галереи, музеи и прочие интересные для вас места. Впрочем, компромисс найти очень просто: можно по очереди ходить в детские и взрослые места. А при правильном подходе – ребенку может настолько понравиться, что он сам станет большим ценителем искусства.

Главное, не относиться к походу в музей как к чему-то святому. Не считать, что великое искусство требует тишины и понимания. Не ждать от ребенка, что он оценит великую работу кисти художника, а увлечется маленькими деталями и увидит вдруг «донатс» на картине Веласкеса.
1.jpg
Источник фото: visitBerlin / Flickr.com

ИТАК, БЕРЛИНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ:


Gemaldegalerie

Пожалуй, одним из самых главных музеев с богатой коллекцией картин слывет Берлинская картинная галерея Gemaldegalerie. Располагается она на «Музейном острове» ( нем. Museumsinsel) – это музейная часть острова Шпреинзель на реке Шпре, где находятся подлинники великих мастеров.


В галерее выставлены картины художников XIII-XVIII, среди которых такие имена как Джотто, Рафаэль, Тициан, Боттичели, Питер и Ян Брейгели, Босх, Ян ван Эйк, Альбрехт Дюрер, Ханс Балдунг, Лукас Кранах Старший и Ганс Гольбейн, Джорджо Вазари. А также 16 работ Рембрандта собранных в одном зале.

Выставочное пространство очень большое, и, конечно, обойти все 72 галереи с ребенком (впрочем как и без него) за один раз невозможно. Но это и не нужно. Как я уже сказала, Gemäldegalerie – это одно из лучших собраний, и одно из самых недооцененных, что очень на руку тем, кто решился на такую авантюру, как пойти во взрослый музей с детьми.

3.jpg
Источник фото: visitBerlin / Flickr.com

Начнем с того, что детям, в принципе, великие имена ничего не говорят. Им все равно, что в Лувре можно посмотреть «Джоконду» кисти самого Леонардо да Винчи. Что интересного можно найти в маленьком портрете какой-то тети? Ну ок, с Джокондой может еще фокус пройти, все же ее написал сам Черепашка-ниндзя (прим. – Леонардо). Но черепашек-то всего четыре, а есть еще и Тициан, Рембрандт, Веласкес и много других великих художников. Как же быть?

Все очень просто: если не требовать от ребенка пиетета перед прекрасным, если не приходить в музей как в храм искусства, если не переживать, что ребенок будет ползать, сидеть на полу, задавать неудобные вопросы, то поход в музей может стать интересным приключением как для взрослого, так и для всей семьи.

Мне кажется, что для детей картинная галерея – это очень интересный музей, ведь практически каждая картина – это сказочный сюжет.

Неважно, знаете ли вы историю (библейскую, мифы древней Греции или просто историю страны), чтобы рассказать ребенку всю правду (все это всегда можно прочитать в путеводителе). Историю можно придумать самому, а еще лучше предложить придумать ее самому ребенку. Детям важны истории, важны сюжеты, важны мелочи, маленькие детали, которые мы, взрослые, вообще не замечаем.

БРЕЙГЕЛИ: ПОСЛОВИЦЫ, ОБЕЗЬЯНЫ И БУКЕТ

Итак, вы пришли в Gemäldegalerie и хотите хоть что-нибудь успеть посмотреть, пока ваш ребенок не начнет ныть и проситься на свободу. А может и нет. Особенно, если начать с Брейгелей.

Совершенно точно у одних «Фламандских пословиц» Питера Брейгеля Старшего можно провести полчаса как минимум. И необязательно вместе с ребенком пытаться найти все 100 поговорок. Нет. Но в отличие от всех сюжетных картин Брейгеля, на которых, как известно, много маленьких человечков, на этой еще можно увидеть множество маленьких сцен с этими человечками.

Pieter_Brueghel -The_Dutch_Proverbs.jpg
Питер Брейгель, «Фламандские пословицы» 1559 год, дерево, масло. 117 х 163 см / Pieter Brueghel the Elder [Public domain], via Wikimedia Commons

Вообще семейство Брейгелей хорошо потрудилось для того, чтобы дети полюбили высокое искусство. Большинство их картин понятно юным ценителям прекрасного. Даже, если это не сюжетная картина. Например, Ян Брейгель, тот который Старший, на своей картине «Букет цветов в скульптурной вазе» нарисовал столько ярких цветов, что можно сбиться со счету.

Bouquet2.jpg
Ян Брейгель Страший, «Букет цветов в скульптурной вазе» 1620-25 гг., дерево, масло. 64,1 х 59,9 см.

Или вот картина Питера Брейгеля (Старшего) «Две обезьяны на цепи». Очень грустная картина, кстати. Во многих источниках можно прочитать, что таким образом художник изобразил укрощение греха. Поскольку обезьяна — это символ низменных инстинктов: бесстыдства, похоти, также, как и ореховая скорлупа. Детям это знать совсем необязательно, к тому же никто не знает, что именно хотел сказать художник. Может быть, он был просто против плохого обращения с животными.

Брейгель, на мой взгляд, идеальный иллюстратор для детских книг. Такой «виммельбух» (прим. – популярные детские книги-картинки без слов), просто очень-очень дорогой.
Pieter_Bruegel1.jpg
Питер Брейгель, «Две обезьяны на цепи», 1562, дерево, масло, 20х23см / Pieter Brueghel the Elder [Public domain or Public domain], via Wikimedia Commons

ВКУСНЫЕ СЮЖЕТЫ

Очень много сюжетных картин нарисовал Иоахим Юттеваль. За что ему, конечно, огромное спасибо. Его «Кухню» тоже можно увидеть в Gemäldegalerie. Мне кажется, такие картины можно рассматривать вечно. Только решишь, что все уже увидел, как понимаешь, что есть еще задний план. Мы, например, с дочкой придумываем, что можно приготовить из всех изображенных продуктов.

Kitchen_Scene1.jpg
Иоахим Юттеваль, «Кухня» 1605 год, холст, масло. 65 х 98 см. / Joachim Wtewael [Public domain], via Wikimedia Commons

Поговорить о меню или любимых блюдах можно также перед картиной Питера Артсена «Рыночная торговка за прилавком с овощами и фруктам». Это моя любимая картина. Как будто на фермерском рынке побывал. Овощи так классно нарисованы, что чувствуешь их запах. Очень аппетитно.

Aertsen_Marktfrau3.jpg
Питер Артсен, «Рыночная торговка за прилавком с овощами и фруктами»1567 год, дерево, масло. 110 х 110 см. / Pieter Aertsen [Public domain], via Wikimedia Commons

СКАЗКИ ЛУКАСА

Художник, который также будет любопытен детям – это Лукас Кранах Старший. Многим взрослым рисунки Кранаха кажутся немножко нелепыми и примитивными. Многим взрослым, но не детям. Они не придираются к тому, что головы комично «прикреплены» к телу.

Для них Кранах – яркий, цветной, и еще на его «сложных» картинах на библейские сюжеты всегда можно найти что-то интересное. Например, картина «Адам и Ева». Сами «Адам и Ева» редко интересуют юных зрителей, но разве что можно похихикать, что они голые и что у них слишком длинные пальцы на ногах, но зато сколько симпатичных животных их окружает в райском саду.

Например, какой лев-симпатяга примостился за Евой. Честно говоря, я видела картину очень много раз, но вот на льва обратила внимание только с подачи моей дочери, точнее поняла, что это лев. Так что у детей нам тоже есть чему поучиться.

Lucas_Cranach_-_Adam_und_Eva_1.jpg
Как вы думаете, что это за животное притаилось слева за оленем?

Еще один сказочный сюжет Кранаха, который может заинтересовать практически любого ребенка это «Источник молодости». Ну, действительно, привезли старушек, бросили в воду, а они сразу помолодели, вышли и давай отплясывать и пировать. Вот она та самая сказочная «живая вода» в действие.

Lucas_Cranach_Fountain_of_Youth1.jpg
Лукас Кранах Старший, «Источник молодости» 1546 год, дерево, масло. 120.6 × 186.1 см. / Lucas Cranach the Elder [Public domain], via Wikimedia Commons

ПО БИБЛЕЙСКИМ СЮЖЕТАМ

Вообще, чем хороша живопись эпохи Возрождения, тем что большинство работ описывают библейские сюжеты. А любой библейских сюжет – это целая драма, полная событий и приключений.

Вот, например, Доменико Венециано на своей картине «Поклонение волхвов», изображая излюбленный художниками сюжет, решил немного отойти от знакомой всем истории. По его мнению, поклониться пришли не только три царя: Мельхиор, Бальтазар и Каспар, а целая толпа. Очередь растянулась вон на километр. Все еще взяли с собой животных и родственников…История про трех царей сама по себе очень увлекательная, но в исполнении Венециано так вообще.

Domenico_Veneziano1_5.jpg
Доменико Венециано, «Поклонение волхвов» около 1439 г., дерево масло, тондо 84 х 84 см. / Domenico Veneziano [Public domain], via Wikimedia Commons

Рулант Саверей очень подробно изобразил животный мир райского сада. Его картина с одноименным названием «Рай» (1626 года) поразит воображение даже того, кто не может пожаловаться на недостаток фантазии. Одних птиц не перечесть. Если внимательно рассмотреть картину, то можно найти птицу «Додо». Ту самую «ископаемую» птицу, которую когда-то португальцы нашли на Маврикии…

Подсказка:

Ищите птицу Додо в правом нижнем углу.

Roelant_Savery_Paradise.jpg
Рулант Саверей, «Райский сад» 1626 год. Дерево, масло. 80.5 х137.6 см. / Roelant Savery [Public domain], via Wikimedia Commons

Если вы хотите посмотреть Рембрандта, а в Gemäldegalerie представлено его 16 шедевров, начните с «Самсона и Далилы». Расскажите своему ребенку эту трагическую историю и оставьте его на несколько минут перед картиной пожалеть бедного стриженного Самсона. Вы успеете пока, быстро, но все же, охватить взглядом другие работы. В том случае, конечно, если у ребенка нет желания рассматривать всего Рембрандта, поскольку он, конечно, слишком темный и скучный.

Rembrandt2.jpg
Рембрандт, «Самсон и Далила». Между 1629-1630 годами. Дерево, масло. 61.3 х 50.1 см. /Rembrandt [Public domain], via Wikimedia Commons

И НАПОСЛЕДОК

Закончить экскурсию можно работой Питера де Хоха «У колыбели». Картина известная и достойна вашего внимания. Пока вы будете рассматривать передний план, а именно, саму мать, дети могут изучить задний: план помещения.

Ребенку не стоит навязывать искусство, его надо заинтересовать на том уровне, который доступен ему по его возрасту. И поверьте, выбор он сделает самостоятельно и с осознанным желанием.
Pieter_de_Hooch_3.jpg
Фрагмент картины «У колыбели» Питера де Хоха, 1659 год. Холст, масло. 92 x 100 см. / Pieter de Hooch [Public domain or Public domain], via Wikimedia Commons

Одним хочется, чтобы ребенок с младенчества научился понимать искусство, поэтому малыша в слинге носят по всем европейским галереям. Другие, считают, что ребенок должен сначала вырасти, чтобы научиться понимать живопись. Обе эти теории имеют право на жизнь. Но важно не относится к этому с академической серьезностью.

Дети не мыслят шаблонно, на каждой картине они видят что-то интересное и исключительное свое, а не как герой Вуди Аллена из фильма «Все говорят, что я люблю тебя»:

«Быть в Венеции и не посмотреть картины Тинторетто – преступление… Он был настоящим гением. Да, самым настоящим. Быстрота его кисти... <...игра света и тени, пестрота красок,…> ...<то, как он передаёт движение>... Родился в 1519-ом, умер в 1594-ом…».

Может быть лучше увидеть пончик?


Источник фотографий: фото анонса: Luboslav Tiles / Shutterstock.com
Оля Хайкина
Оля Хайкина
Эксперт
28 Декабря 2017
ДРУГИЕ СТАТЬИ ЭКСПЕРТА